Соцсети – детям, биткоины – внукам.

Нотариус Ольга Филиппова о том, как решаются вопросы наследования цифровых прав в России

Мы живем в эпоху цифровизации всех гражданско-правовых институтов. Этот процесс логичен, неостановим и не сможет обойти такой институт, как наследование. И хотя пока кажется фантастичным, что люди будут передавать по наследству странички в социальных сетях и виртуальные деньги, рано или поздно это будущее наступит. И о том, каким образом такими правами можно пользоваться, стоит знать каждому.

Что такое цифровые права?

В 2019 году  в Гражданском кодексе появилась норма о цифровых правах. Статья 141.1 отнесла их к гражданским правам и уточнила, что цифровыми правами можно распоряжаться только в рамках информационной системы, без обращения к третьему лицу.

 

«Цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия, осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу»  Статья 141.1 Гражданского кодекса Российской Федерации

 

Однако при трактовке понятия цифровых прав могут возникнуть некоторые вопросы.

  • Определение цифровых прав, которое закреплено в Гражданском кодексе, носит слишком общий характер.
  • В формулировке понятия есть такие слова, как “названные в таком качестве в законе”. Это подразумевает, что для определения права как цифрового необходим специальный закон.

 

Поэтому прежде всего необходимо выяснить, с какими именно цифровыми правами может столкнуться в своей практике нотариус. А также, поскольку цифровые права существуют в информационной системе, требуется разобраться, что это такое.

 

Понятие информационной системы содержится в ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”: «информационная система – совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств».

 

Ещё одно определение цифровых прав, несколько отличающееся от того, что содержится в Гражданском кодексе содержится в статье 8 Федерального закона “О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. В соответствии с данной нормой в рамках инвестиционной платформе могут приобретаться, отчуждаться и осуществляться такие цифровые права, как право требовать передачи вещей, право требовать передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности, право требовать выполнения работ и (или) оказания услуг.

 

Такие права признаются утилитарными цифровыми правами, если они изначально возникли в качестве цифрового права на основании договора о приобретении утилитарного цифрового права, заключенного с использованием инвестиционной платформы.

 

“Утилитарный”, в данном случае  используется в значении – «узкопрактический». Так как данные права существуют только внутри конкретной информационной системы.

 

При этом утилитарными цифровыми правами не могут являться право требовать имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению.

Законодательством предусмотрено, что возникновение утилитарного цифрового права, его осуществление, распоряжение им, в том числе передача, залог, обременение утилитарного цифрового права другими способами, или ограничение распоряжения утилитарным цифровым правом возможны только в инвестиционной платформе.

 

Утилитарное цифровое право возникает или прекращается с момента внесения информации об этом в инвестиционной платформе, в соответствии с правилами этой инвестиционной платформы. Правила инвестиционной платформы должны содержать порядок внесения информации о возникновении, переходе и прекращении утилитарного цифрового права, а также порядок определения момента, с которого такая информация считается внесенной в инвестиционной платформе.

 

Таким образом, на практике с понятием цифрового права можно столкнуться в отношении торговых или финансовых площадок, внутри которых есть определенные цифровые права, вне площадки которые не существуют, но при совершении ряда финансовых операций могут быть материализованы. Кроме того, для того, чтобы осуществлять юридически значимые действия в отношении цифровых прав, необходимо ознакомиться с правилами платформы, в пределах которой существуют данные права. Если имущество, права на которое подлежат государственной регистрации, и (или) право требовать имущество, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению, то оно не является утилитарным цифровым правом.

 

Обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом.

 

Переход цифрового права на основании сделки не требует согласия лица, обязанного по такому цифровому праву. Таким образом, распорядиться своим цифровым правом на основании сделки можно без согласия оператора информационной системы.

Как юристы видят сегодня цифровые права?

 

С тех пор, как гражданский кодекс закрепил цифровое право как новое понятие объектов гражданских прав, в литературе высказываются мнения, что в ближайшем будущем возникает вопрос о формировании самостоятельной отрасли права – цифрового права и отдельного кодекса. Но пока правовых конструкций в этом вопросе явно недостает, что вызывает ряд затруднений на практике.

 

В настоящее время, цифровое право возникает и существует в интернет пространстве, но может порождать права и обязанности для субъектов материального мира, затрагивая такие сферы права как, интеллектуальное, авторское и т.д.

 

«Интернет породил свою собственную сферу права. Интернет-право — это динамичная, гибкая и неизведанная область практики, где правила еще не определены окончательно. На самом деле это даже не отдельная область права, фактически это смесь теории и практики, взятых из различных сфер, – мешанина из частей, взятых из интеллектуальной собственности, гражданских свобод, деликтного, уголовного, имущественного, телекоммуникационного, международного торгового, коммерческого и коллизионного права». – Американский юрист Роберт Дж. Амброги

 

Сегодня зарубежные юристы отмечают, что, в отличие от всех других отраслей права, интернет-право не является конкретной, стабильной и надежной областью практики и охватывает собой принципы и правила из ряда различных отраслей.

 

Некоторые российские правоведы полагают, что цифровое право следует понимать как совокупность правовых норм и институтов, регулирующих разнообразные отношения, связанные с внедрением и использованием цифровых технологий, но эти нормы не объединены единым методом регулирования и относятся к различным отраслям права.  Так, например, в цифровом пространстве одновременно пересекаются законодательство о защите конкуренции и интеллектуальной собственности, обеспечение электронных доказательств, защиты коммерческой тайны, авторских и смежных прав, прав на товарные знаки, доменных имен и ip-адресов, патентных прав, обеспечение деятельности программного обеспечения, игровых платформ и т.д.

 

Поскольку цифровые права все больше входят в повседневную жизнь граждан, рано или поздно возникнет вопрос наследования этого вида прав. В связи с чем, необходимо определить, какие законодательные возможности существуют сейчас и какие вопросы требуют дополнительной регламентации.

Наследование цифровых прав

 

В состав наследства в соответствии со статьей 1112 ГК РФ входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Статья 128 ГК относит к объектам гражданских прав:

  • вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги);
  • иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права);
  • результаты работ и оказание услуг;
  • охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность);
  • нематериальные блага.

 

Возникает вопрос – можно ли унаследовать цифровые права?  Представляется, что получить по наследству цифровые права возможно, но в связи с тем, что само понятие цифровых прав достаточно объемное, возникают вопросы, что именно можно отнести к цифровым правам и как определить принадлежность данных прав умершему гражданину.

 

Самыми распространенными являются вопросы распоряжения доменными именами, аккаунтами в социальных сетях, денежными средствами, расположенными в электронных кошельках.

 

Доменные имена – это обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети “Интернет”.

Доменные имена

В России право владения доменом подтверждается: свидетельством о регистрации доменного имени, сертификатом о регистрации доменного имени. Но на практике возникают вопросы, связанные с передачей доменного имени. Если его администратор жив, то вопросов не возникает. Порядок передачи от одного собственника к другому предусмотрен правилами Регистраторов. Но в том случае, когда администратор уходит из жизни, каким образом наследникам получить права на доменное имя? Прямого законодательного регулирования этого вопроса нет, но некоторые компании предлагают свои варианты. Например, они просят от наследника предоставить просьбу о регистрации домена на новое имя, копию свидетельства о смерти старого владельца домена, копию свидетельства о праве на наследство или справку от нотариуса, в которой указаны наследники. Таким образом, при наследовании доменных имен объект наследования допустимо определить как права и обязанности по договору, право администрирования по договору. При этом документами, подтверждающими такое право, будут являться:  свидетельство о регистрации доменного имени, сертификат о регистрации доменного имени, договор об оказании услуг регистрации доменных имен. Все документы должны быть оформлены на имя умершего гражданина.

Аккаунты в социальных сетях

 

Онлайн аккаунты различных социальных сетей стали нормой для современной жизни. Практически у каждого человека есть страница хотя бы в одной и социальных сетей. Так как они зачастую являются средством для получения денег, размещенная на них информация может представлять интерес для наследников. Довольно часто авторы используют онлайн аккаунты для размещения результатов своей творческой деятельности, например, произведений науки, литературы и искусства. В данном контексте наследование онлайн аккаунтов имеет юридическое значение для закрепления  авторских прав за наследниками.  Таким образом, возникает вопрос о том, что подлежит наследованию: доступ к использованию всего аккаунта или его части – объектов исключительных прав на произведение, представляющих материальный интерес. Законодательно данный вопрос не урегулирован. Однако, регулирование указанной сферы производится социальными сетями самостоятельно посредством включения в пользовательские соглашения возможности наследования серверов или иные последствия прекращения их использования. Например, пользователи интернет ресурса Gmail могут при жизни определить возможность использования своих аккаунтов в электронной почте на случай ухода из жизни, запланировав их удаление или передачу близкому родственнику. Социальные сети ВКонтакте и Facebook позволяют родственникам умерших пользователей закрыть или удалить их страницы, а также переводить личные аккаунты в статус – «памятный», такая процедура носит название «меморизация», после проведения которой наследники не могут оставлять записи от имени лица, ушедшего из жизни.  Instagram и Twitter не предоставляют возможности получения доступа к профилю умершего и могут лишь удалить его по требованию наследников. Данные онлайн ресурсы предусматривают своими пользовательскими соглашениями запрет выдавать себя за других лиц. При этом судебная практика, как российская, так и зарубежная по разрешению данного вопроса не отличается однообразием, но учитывая масштабы и скорость роста популярности социальных сетей, рано или поздно возникнет вопрос о передачи их по наследству, в том числе при помощи нотариально удостоверенных завещаний. Данные вопросы неизбежно войдут в нотариальную практику, это лишь вопрос времени.

 

Деньги на онлайн-счетах

 

Основная проблема заключается в том, что электронные системы для хранения и перевода денежных средств распространяются с невероятной скоростью. Многие интернет-ресурсы предлагают открыть виртуальные кошельки для оплаты самых разнообразных товаров. PayPal долгое время был распространенной системой, однако сейчас рынок услуг по предоставлению возможности хранения электронных денег растет с каждым днем. Как отмечает Аболонин В.О., «цифровые валюты представляют собой зашифрованную информацию – цифровой код, сгенерированный при помощи специального алгоритма, который учитывается в рамках децентрализованной информационной системы за определенными участниками в так называемом криптокошельке. Доступ к цифровой валюте обеспечивается через виртуальный кошелек, который обладает двумя ключами – публичным (public key) и частным (private key). Информация о публичном ключе является общедоступной и представляет собой аналог номера расчетного счета в банке, в то время как частный ключ – это пароль, доступ к которому имеет только владелец кошелька». Если обратить внимание на судебную практику в отношении криптовалюты биткойн и биткойн-кошельков, то начиная с 2018 года суды неоднократно включали в конкурсную массу должника криптовалюту, тем самым признавая ее имуществом. Однако для нотариального производства требуется идентификация и подтверждение принадлежности имущества гражданину. Обезличенные виртуальные кошельки не позволяют определить принадлежность денежных средств, что вызывает затруднения для передачи доступа к таким деньгам наследникам. Для нотариуса необходима будет информация о том, что умерший гражданин включен в реестр пользователей информационной системы и обладал доступом к информационной  системе посредством обладания уникальным кодом. Для этого необходимо будет сделать запрос к информационной системе и получить информацию о пользователе. К новому собственнику по наследству перейдет право владения уникальным кодом, право быть включенным в реестр пользователей информационной системы, который позволит ему получать информацию о цифровых финансовых активах, которыми обладал умерший, а также право распоряжения этими цифровыми финансовыми активами.

Новое законодательство и формирующаяся судебная практика показывает неизбежность наступления момента, когда нотариусу придется оформлять наследственные права цифровые активы граждан. Нотариат все больше и больше погружается в сферу виртуальных взаимоотношений. Активно развивающиеся электронные сервисы нотариата позволяют нотариусам предоставлять гражданам востребованные временем услуги. Необходимо лишь своевременное законодательное урегулирование вновь возникающих вопросов.